Плакат: от истории до принципов

Графический дизайн

Плакат: от истории до принципов

22.08.2017 статья 0
poster-german

На днях закончился курс «Плакат» на факультете дизайна Высшей школы «Среда обучения». Автор и преподаватель курса, арт-директор «Зайчапай», Алевтина Шаталова рассказала, как начать разбираться в языке плаката и создавать собственные эстетически осмысленные графические работы.

 Создавая данный курс, я ставила перед собой задачи – помочь увидеть принципы создание выразительного плаката, развить художественный вкус у студентов, научить подбирать шрифт, цвет и картинки, комбинировать их в работе, изучить основные направления и модные тенденции.

Основные программы, где создаются плакаты – Adobe Illustrator, Adobe Photoshop.

Искусство плаката и постера в последнее время активно развивается и является весьма интересной и плодотворной почвой для создания проектных предложений в области графического дизайна и рекламной графики.

Экскурс в историю плакатов

Предпосылки

Первым плакатом считается постер Батдольда. Это реклама издание «Геометрия Эвклида», 1482 г. Она не сохранилась до наших дней.

презентация лекция 1

Но сохранилась более поздняя работа – реклама рыцарского романа «Прекрасная Мелузина», 1491 г. Плакат интересен еще и тем, что в нем впервые используется эротические нотки.

День рождения плаката

Рекламщики не могут определиться, где именно был придуман самый первый вариант рекламного плаката – на Востоке либо в Западной Европе. В любом случае уже в 19 веке яркие афиши украшали входы в театры, зазывали гостей на цирковые представления.В настоящий момент общественная полноценная жизнь не мыслима без афиш и плакатов с рекламой товаров, услуг.

презентация лекция 1_

Алоиз Зенефельдер, 1796 г., до 1860 г. одноцветные.

презентация лекция__1_

Годфруа Энгельман, 1838 г.

презентация лекция1457

Корнилий Яковлевич Тромонин, 1832 г.

Техническое развитие

– Таблички из глины (до нашей эры)

– Рисование красками на бумаге (английский книготорговец Батдольд, 1482 г.)

– Литография (немец Алоиз Зенефельдер, 1796 г.)

– Хромолитография (Корнилий Яковлевич Тромонин, 1832 г.)

– Фотохромолитография (Австрийский барон фон Рансонет, 1865 г.)

Во Франции «плакатный бум» проходил наиболее интенсивно: именно в Париже практически с самого начала XIX века открываются мастерские литографов, уже к началу 1830-х гг их количество значительно возрастает. Родоначальником жанра рекламного плаката во Франции считается Жюль Шере, в 1866 г он открыл свою литографию в Париже и стал активно работать над плакатами. Особенности его работ отмечены в работе В. Охочинского: «В результате он стал ограничиваться одной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, составляющим одно гармоничное целое с рисунком». Действительно, лаконичность изображения, использование нескольких основных красок, и коротких лозунгов (слоганов) – вот характерные черты зарождающегося жанра плаката, который воспринимается зрителем на ходу. Одна из известнейших работ Шере – афиша, выполненная для кабаре «Мулен Руж» – «Бал Мулен Руж»: изображение фигур в движении, использование нескольких цветов, концентрация на главной фигуре композиции – характерные приметы Арт Нуво – стиля, господствовавшего среди плакатистов того времени.

лекция

А. Тулуз-Лотреком, 90-е года 19 века

Принципы современного плаката

  1. броскость (за счет контрастных и ярких цветов),
  2. возможность восприятия изображения и текста «на ходу»,
  3. лаконичность и концентрация внимания на одной главной фигуре.

Когда плакат обосновался в отдельный формат, появился тренд: «Форма в искусстве важнее содержания»

Россия стала инициатором представения плаката как формы искусства организовав выставку в 1897 г. в Петербурге. Международная выставка афиш включала 700 произведений из 13 стран: 200 работ представила Франция, 100 – США, 100 – Германия, 28 – Россия.

Русские художники, участвующие в плакатном творчестве:

Владимир Маяковский – это плакаты, сделанные по трафарету, раскрашенные от руки и со стихотворными надписями на злобу дня. Они сыграли огромную роль в политической пропаганде и стали новой образной формой.

Александр Михайлович Родченко — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино.

Дени Виктор Николаевич — русский и советский художник-график, карикатурист.— создавал повествовательные плакаты, часто с большими стихотворными текстами Демьяна Бедного .

Виктор Семёнович Иванов — советский художник. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1949)., «Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943); (Ира́клийМоисе́евичТои́дзе 1902—1985), грузинский советский живописец и график. Народный художник Грузинской ССР (1980). Заслуженный деятель искусств.

Дмитрий Стахиевич Орлов — русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката, Работы: «Прежде один с сошкой, семеро с ложкой, теперь — кто не работает, тот не ест» (1920)

Виды плакатов

Виды плакатов исходя из цели создания:

  • имиджевые;
  • рекламные;
  • агитационные;
  • информационные;
  • революционные.

Avdyusheva_Evgeniya_Plakat_4

Работы студентов курса «Плакат»

При разработке композиции плакатов исходят из правила обобщения форм. Он должен содержать наиболее значимые элементы – графическое пятно и рекламное сообщение. Что касается цвета, то он должен быть максимально простым, а все внимание концентрируется на рекламируемом товаре. Покупай, чего ждать, и побольше…
Каждый плакат призван решать общую задачу – вызвать интерес со стороны прохожих и сообщить публике о чем-то.
Плакат должен иметь такое исполнение, чтобы его смогли увидеть издалека. Нужно иметь в виду, что в плакате не должен присутствовать синий холодный цвет, вызывающий состояние расслабленности. Важно, чтобы потребитель был сконцентрирован на товаре. Он должен вызвать у него желание к совершению покупки.

Стандарты форматов для плакатов

  • А3 (бюджетные, относительно низкоэффективные);
  • А2 (оптимальные в большинстве случаев при больших и средних тиражах);
  • А1 (большие);
  • А0 и более (сверхширокие имиджевые плакаты).

Основные виды плакатов по назначению:

  1. Театральная афиша. Характерной чертой любого популярного на весь мир театра является наличие собственного фирменного стиля. Но отнюдь не всякий театр имеет его у себя. К тому же, в общем-то, для театра это не имеет большого значения. Все решают его актеры и их игра. В их распоряжении имеется не очень много денег, на которые невозможно купить декорации и костюмы. Это касается и афиш. В связи с этим нередко сами работники театра занимаются их созданием. Но постепенно все меняется. Все чаще возникают случаи, когда на организацию театральных постановок средства выделяет не муниципалитет, а частные лица. Ведь постановка отнимает немало времени и сил. Так что сильным будет разочарование, если информация о спектакле не дойдет до аудитории ввиду слабой медиа поддержки и дешевой визуальной рекламы.
  2. Политический агитационный плакат. Пусть сегодня и получили широкое распространение различные виды плакатов во многих сферах, все же до первой мировой войны им отводилась роль исключительно коммерческой рекламы. Но на фоне громких политических событий, произошедших в нашей стране и за рубежом, а помимо этого и войны актуальным стало новое направление в плакатах. Речь идет политической рекламе.
  3. Киноафиша. В наши дни при создании почти любого фильма обязательно учитываются затраты на рекламу, включая и создание серий плакатов. Серия обычно представлена группой плакатов, которые имеют общий внешний визуальный стиль. Создаваемые киноплакаты-афиши призваны рассказать об основном настроении фильма, какое эмоциональное состояние он несет с собой.
  4. Музыкальные афиши. Основу содержания музыкальных плакатов образуют table (индивидуальные и групповые портреты музыкантов), которые непременно дополнены лого музыкального коллектива или новым альбомом. Нередки случаи, когда в плакатах находит выражение символика, графика и фотографии альбома, который вот-вот выйдет или находится в стадии разработки. Не так часто в качестве основной темы плакатов используется определенная песня.
  5. Спортивный плакат. Такие плакаты часто можно увидеть в преддверии очередного чемпионата мирового или европейского уровня, чемпионата НХЛ или Кубка Стэнли. Основные надежды связаны со спортивными фанатами, которые не поскупятся приобрести портрет своего кумира. Здесь используются практически те же композиционные приемы, что и в случае с современными плакатами. Если говорить о маркетинговых ходах, то тут наблюдается полная аналогия, хотя обязательно приходится принимать во внимание особенности психологии болельщиков.
  6. Социальный плакат. Плакаты, отличающиеся резкой, решительной композицией, которая сразу же ударяет по глазам и сознанию, способны добиться наилучших результатов. Пусть при помощи социальных плакатов нельзя оказать серьёзного влияния на мир, все же они могут в очередной раз напомнить о том, что пора перемен давно наступила.
  7. Плакаты для выставок. Те, кто имеет розничный магазин, где предлагают покупателям жевательную резинку, приобретая в очередной раз оптовую партию данного товара, могут найти в этом же ящике плакат, на котором описаны достоинства данной резинки, пару стикеров, посвященных аналогичной теме, маленькую подставочку , на которой удобно хранить товар. В случае же покупки контейнера данной продукции продавца может ждать целая куча плакатов самых разных размеров, которые могут быть дополнены столиком и стульчиком, украшенным лейблом. Те же, кто покупает данный товар особо крупными партиями, может рассчитывать и на получение павильончиков из парусины, к которым будут прилагаться и обязательные вывески и щиты для плакатов.

Инструменты управлением внимания в плакатах:

Визуальный вес – у каждого графического объекта есть визуальный вес – то впечатление по объему, которое он занимает на странице (за счет цвета, формы). Использование этого свойства дает ощущение статики и динамики при композиционных сочетаниях.

презентация лекция___

Визуальная иерархия – в композиции всегда есть главные и второстепенные объекты. Если все главные, никто не главный. Мозг склонен структурировать информацию.

презентация лекция 2__

Воздух – пустое место на странице, которое также является самостоятельным графическим элементом, усиливающее визуальное воздействие всей композиции.

презентация лекция ___

Патерны и повторения – восприятие визуальной информации основанное на гештальте (повторяющемся образе).

презентация лекци

Иллюзия границ – свойство нашего мозга воспринимать визуальную информацию, достраивая ее до осмысленных фигур. Часто этот эффект используется в логотипах.

презентация лек____

Афиша, анонс

В XIX в. начался расцвет такого рекламного средства, как мно­гоцветный художественный плакат. Слово «плакат» в русском языке является калькой с немецкого слова «das Plakat». В Англии и США использовалось название «poster», происходящее от слова «почта», так как считалось, что подобные листы вывешивались прежде всего на многолюдных почтовых станциях; во Франции прижилось слово «affich» (афиша). Хотя сама техника многокра­сочного тиражирования была изобретена в Баварии, именно французские художники наиболее эффективно действовали в этом жанре. В 20-х годах в Париже возникают мастерские литографов, и французским плакатом занимаются наиболее известные художники того времени. Была создана «Королевская ассоциация плакатистов». Плакат как рекламное сред­ство следует отличать от афиши. Афиша – это по преимуществу вербальное настенное разверну­тое сообщение. Плакат – настенное изобразительное произведение, где вербальный текст играет вспомогательную роль. Окончательное утверждение плаката как нового рекламного жанра происходит в 80-е годы XIX в. благодаря творчеству таких ведущих художников, как А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен и др.

Существенная часть современного населения крупных городов считает афиши самым доступным и удобным вариантом информирования о каких-то важных событиях, происходящих в экономической и политической жизни. Среди сфер применения плакатов можно отметить и рекламные кампании, например, его можно выполнить как наглядное пособие по применению продукта, либо сделать афишу для праздничных мероприятий.

Именно плакаты играют важную роль для продвижения современного бизнеса, без них сложно представить полноценную общественную деятельность.

Рекламный плакат

В настоящее время афиши и плакаты – обязательные атрибуты любого концерта, презентации, театрального и эстрадного представления.

У каждого плаката предполагается своя определенная задача, которую он и должен решать, невозможно с помощью одного экземпляра успешно решить сразу несколько разнообразных задач. Также нужно учитывать и то, что  плакаты, которые будут располагаться в уличных условиях, и материалы, предназначенные для внутреннего применения, должны оформляться по-разному. Причиной является различие восприятия внутренних и внешних плакатов, то есть четкость изображения.

5_Ilya_Pinzur (1)

Работы студентов курса «Плакат»

Цели рекламы:

  • привлечь внимание
  • быть замеченным
  • выделиться на общем фоне.

198907_sovremennyi-reklamnyi-plakat

Способы привлечения внимания аудитории

  • с помощью одной иллюстрации
  • с помощью одного заголовка
  • с помощью комбинации иллюстрации и заголовка.

Основные принципы дизайна рекламы:

  • единство стиля
  • гармония
  • порядок
  • эмфаза (акцентирование).

post5

Социальный плакат. Виды, специфика

Одним из основных символов в построении целостного композиционного ансамбля, является слоган, который действует на зрителя, не только словом, как сутью проблемы, но и работает как графический образ с психологической составляющей. Яркие и запоминающиеся лозунги того времени имели успех и не перестают быть актуальными и в наше время. Проблемы, поднятые в плакатах, со временем не иссякнут, приобретая все более крупные и серьезные масштабы. Искусство развития социального плаката всегда будет востребовано в обществе, потому что включает в себя глобальные проблемы, которые стоят перед культурно развивающимся обществом. В плакате есть характерные качества формирования целостности передачи проблематики. Информируя и призывая нас к солидарности, через остроту сложения слогана и образное графическое решение.

image8

«Все равно?!» – это собственный широкомасштабный социальный проект Russ Outdoor, направленный на решение проблем общества. Его основная цель – напомнить о том, что каждый человек может самостоятельно что-то делать для того, чтобы мир вокруг становился лучше.


Добавить комментарий