Spread the love

Коллажирование (от фр. coller — приклеивание) – направление, которое, как и в начале XX века, опять набирает популярность. Откуда оно пришло и какой смысл в свои работы вкладывали дадаисты обращаясь к этому виду искусства расскажет статья.

Коллаж — это особый метод создания художественных композиций, использующий отдельные части уже существующих объектов: полиграфическая продукция, созданные изображения, кусочки ткани, пленки, гербарий и др.

pexels-photo-342342 (1)

Основной метод этого подхода – создание нового из уже имеющихся предметов, придание новых смыслов и идей, путем неожиданной комбинации и сочетания частей. В ход может пойти всё, что есть под рукой: кусочки ткани, обрывки газетных или книжных страниц, пуговицы, осколки стекла, гвозди и даже деревянная стружа. Контрастная комбинация материалов, например органического и пластмассового, вызывает ощущение несоразмерности, неожиданности, новизны. Такие композиции заставляют задуматься, увидеть всё в новом свете. При этом стоить отметить, что в таких работах очень ценятся композиционные приемы. Неожиданные сочетания должны рождать нужные художнику ассоциации у зрителя.

Учитывая эти визуальные особенности, не удивительно, что это был любимый приём художников в начале XX века. Существующие подходы и каноны не «работали», накопившийся опыт человечества не давал ответов на новые вопросы общества – все эти противоречия прекрасно отображаются в работах с использованием техники коллажа. Поиск смыслов на руинах ценностей цивилизаций, отрицание прошлого – вот главная черта художников того времени.

При коллажировании активно используются признаки промышленной культуры – части газет, этикетки, буквы вывесок, визуальные коды брендов. Кубисты, дадаисты, футуристы, конструктивисты активно использовали в своих работах данный прием. Рождение коллажа было связано с кубизмом – течением в изобразительном искусстве. Художники-кубисты разделяли предметы на абстрактные фигуры и конструировали картины, используя в качестве элементов композиции простые геометрические формы. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

Так мастера переносили саму реальность в контекст картины, разрушая стереотипы представлений о живописи, освобождая ее от «позорной зависимости от зрения».

Жорж Брак, каллаж

Жорж Брак, коллаж

Пабло Пикассо, коллаж

Пабло Пикассо, коллаж

Курт Швиттерс, коллаж

Курт Швиттерс, коллаж

В России известными художниками использующих коллаж были Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

Мережковский Д. Христос и Антихрист.

Мережковский Д. Христос и Антихрист.